Дизайн, как увлечение: 10 вопросов Christophe Mathieu


Christophe Mathieu - один из самых давних дизайнеров Marset. К числу его успешных моделей относятся Discocó, Bicocca, No. 8 и Piola.

По его словам, качество лампы определяется тем, насколько долго она прослужит с течением времени. Он воспринимает светильник как объект, с которым человек живет, поэтому лампа должна взаимодействовать сама с собой. Вот, что говорит Christophe о своем творческом процессе, о том, что скрывается за его лампами, и о том, что дизайн любых объектов обязательно должен вызывать эмоции.

С чего начинается творческий процесс?

"Когда что-то работает хорошо, самое логичное, что можно сделать, - это попытаться повторить это. Не зря же говорят: «Лучшее – враг хорошего». Но я стараюсь изменить то, саму основу своих проектов, чтобы не замыкаться только на одном способе получения результата. Что помогает мне творить, так это ежедневная работа. Меня вдохновляют вещи, которые я вижу каждый день, но если я не сижу за рабочим столом, ничего не выходит. Поэтому мне нравится сидеть за своим столом и рисовать. Я рисую карандашом. На самом деле у меня есть стол, полный карандашей, а также красок, линеек… все довольно традиционно. Я сажусь, рисую несколько линий, а потом делаю макеты. Я составляю список пожеланий: “Что я хочу, чтобы у этой лампы было?” Мне также нравится много разговаривать с клиентом, я думаю, это очень важно. Я стараюсь много читать, особенно биографии и интервью с дизайнерами, которые меня вдохновляют."

Какие же дизайнеры вдохновляют Christophe Mathieu?

"Итальянский промышленный дизайнер, известный как дизайнер мебели и архитектор - Vico Magistretti, итальянский архитектор, дизайнер и ученый Carlo Scarpa, известные итальянские дизайнеры и архитекторы братья Castiglioni, немецкий промышленный дизайнер, известный созданием изделий массового производства, таких как мебель и товары для дома - Konstantin Grcic, британский дизайнер товаров и мебели Jasper Morrison."

Discocó, один из самых успешных и известных подвесных светильников, уже давно на рынке. Как Christophe Mathieu оценивает свою лампу?

"Discocó - очень дорогая мне лампа, я ее очень люблю, и на самом деле она висит у меня дома, над столом, за которым мы едим каждый день. Я часто задаюсь вопросом, почему этот светильник все еще работает так хорошо, и я думаю потому, что у него есть несколько ключевых характеристик: он дает очень хороший свет – прямой вниз, отраженный и непрямой – и у него важная игра света, потому что каждый диск действует как отражатель, так что это не скучная лампа. Сам объект поражает: он может нравиться вам эстетически, а может и не нравиться, но он не безразличен! Это легкая и игривая лампа. И, конечно же, светильник очень хорошо и качественно сделан: Marset проделал отличную разработку, технические решения очень просты, и его очень легко собрать."

Bicoca – еще одна известная лампа Christophe Mathieu. Доволен ли автор этой своей работой?

"Я не люблю скучных вещей. И что я понял за последние несколько лет, так это то, что мне нравится создавать вещи, понятные каждому. Я не хочу чтобы между дизайнером и публикой была дистанция. Я не заинтересован в создании продуктов для интеллектуалов, но это не значит, что я делаете неинтересные вещи. Было время, когда казалось, что быть "коммерческим" - это уничижительно, но я так не думаю, я думаю, что коммерческий продукт - это тот, который нравится многим людям именно потому, что он хорошо сделан и хорошо продуман."

Существуют сотни настенных ламп для чтения. Что особенного в светильнике №8?

"№8 был заказным. Меня попросили использовать гибкую трубку в основе лампы, а на рынке много таких ламп, и очень дешевых. Поэтому мне было совершенно ясно, что, что бы я ни собирался делать, это должно отличаться от всего остального. Обычно такие светильники имеют очень маленькую лампочку, и в результате вся лампа имеет тенденцию быть сведенной к минимуму. Я сказал: “Я не хочу быть как все”, я хотел сделать что-то декоративное, чтобы быть замеченным."

Дерево не так часто встречается в этом типе ламп. Это особенность №8?

"Нет, деревянных изделий в основе нет. Но качества, которыми обладает дерево, запах, ощущение... натолкнули меня на идею применить его к сфере. И к этой детали ламп, как правило, довольно часто прикасаются, чтобы настроить их так, чтобы они подходили вам в данный момент. Вместо того, чтобы перемещать его с помощью трубки, я подумал, что перемещение его с помощью абажура, которое включает в себя удержание деревянного шара в руках, может быть довольно чувственным и интересным."

В Piola много движения, кажется, что она почти может танцевать. Откуда Christophe взял эту идею?

"С самого первого момента я хотел донести именно это, воплотить искусство в повседневные объекты. Это забавно, потому что многие люди, которые купили его у меня, имеют отношение к миру искусства, музыки. Я был вдохновлен такими изображениями, как ленты гимнасток, тюрбанов, а также Музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке. И так же, как у Discocó, у Piola есть элемент, который экранирует источник света, в данном случае спиральную ленту, которая создает пространства, похожие на ступени, где свет выходит наружу и где он отражается."

Christophe Mathieu всегда говорил, что не любит скучных вещей. Что же он имел в виду?

"С годами мне становилось все яснее то, что мы пришли в эту жизнь, не для того, чтобы скучать. Так что скучные предметы меня не интересуют. Я не люблю серые дома, где все прямолинейно и серьезно. Иногда кажется, что если ты хочешь, чтобы что-то длилось долго, это должно быть серьезно. Но я с этим не согласен! Например, я придаю большое значение цвету. Я боролся за это в течение многих лет, потому что я думаю, что это оказывает огромное влияние на эмоции и эмоциональное состояние людей. Мне нравятся предметы, с которыми я живу, они украшают мою жизнь."

Всеми ли своими работами доволен Christophe Mathieu?

"Бывает по-разному. Иногда вы сожалеете о том, что некоторые вещи появляются на рынке, и в этом нет ничего плохого. В других случаях вы видите проекты и чувствуете себя счастливым, но затем вы видите вещи, которые можно было бы сделать лучше. Есть много людей, вовлеченных в результат продукта – будь то успех или неудача, – например, те, кто определяет, будет ли продукт произведен, или те, кто работает с технической стороной объектов, без них я никто. Так говорил Vico Magistretti. Вот почему мне нравится тесно сотрудничать с компанией, с разными людьми. И тогда, когда я вижу лампу, которую я спроектировал много лет назад, и она все еще работает, она по-прежнему нравится (мне и другим), Вот это доставляет огромное удовлетворение."

Christophe Mathieu и Marset воспринимаются как единое целое. Может быть нужно что-то поменять?

"Прошло много-много лет, как я сотрудничаю с Marset. Можно сказать, что мы выросли вместе. Когда я впервые познакомился с Marset, он сильно отличался от того, что есть сегодня, и я чувствую, что в каком-то смысле он стал тем, о чем я мечтал. У меня была идея о том, кем я хотел стать в Marset, и это забавно и приятно, потому что так получилось. Теперь я действительно чувствую себя единым целым с Marset."

СВЕТИЛЬНИКИ MARSET DISCOCO

ПОДВЕСНОЙ СВЕТИЛЬНИК MARSET PIOLA

НАСТОЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК MARSET BICOCA

НАСТЕННЫЙ СВЕТИЛЬНИК MARSET №8